Готова ли современная школа повлиять на половую грамотность подростков

2018-12-19T14:00:00.000Z
12 0

Половое воспитание – системное формирование у подрастающего поколения грамотного отношения к гендерным вопросам, в частности, к психологическим и физиологическим особенностям полового созревания, соблюдению нравственных норм в половом поведении. Главная задача полового просвещения – полноценное формирование и сохранение детородной функции у парней и девушек, а соответственно, сведение к минимуму негативных последствий ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), ранних беременностей и абортов. 

Психоаналитики против методичек

«Не бывает неприличных вопросов, есть неприличные ответы», – говорил Оскар Уайльд. Похожего мнения придерживался и легендарный пионер полового воспитания в советских школах, социолог, психолог, антрополог, сексолог Игорь Кон, призывавший учителей, которым доверили просвещать советских школьников в вопросах отношений с противоположным полом, пересмотреть формат подачи информации. Автор статьи «Научите учителя», опубликованной в «Учительской газете» в 1984 году, сокрушался, насколько методически неподготовленным оказалось содержание курсов «Гигиеническое и половое воспитание» (12 часов в 8-м классе) и «Этика и психология семейной жизни» (34 часа в 9–10-х классах), которые ввели в школьные программы в 1983–85 годах. «Никто заранее не позаботился об обучении учителей. Сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх. Учебные пособия для преподавателей содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций», – говорил по этому поводу Игорь Кон. 

Сегодня любая подобная информация в школьных стенах стала еще менее доступной. С конца 2010 года действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и попытка педагога просветить учеников на столь деликатную тему может обернуться проблемой. Означает ли это на самом деле, что тема грамотного выстраивания отношений с противоположным полом попадает под влияние юридического табу? И что это за самые важные психологические проблемы, о которых говорил Игорь Кон и которые так и не смогли донести до советских школьников? Известно ли о них современным подросткам? Ответить на эти вопросы помог психотерапевт, сексолог, кандидат медицинских наук Алексей Зданович:  

Секса без отношений не существует

Именно так. И даже если вы сейчас захотите поспорить, вспомнив случайные знакомства бурной молодости, хочу заверить: любой сексуальный опыт зависит от психической и социальной зрелости человека, в том числе от отношений с окружающими, с самим собой, от самооценки. Итак, какую мысль забывали донести до школьников авторы пробных курсов полового воспитания? «Сексуальных отношений самих по себе не существует», – это слова известного французского психоаналитика Жака Лакана. Есть отношения между людьми и внутри каждого человека – их гармоничность зависит от психического и социального здоровья каждого участника. Осознание интегративности различных внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование полноценной личной жизни, особенно важно сегодня, в эпоху самовлюбленных нарциссов, чьи смартфоны забиты селфи. Здоровое общение, являющееся обязательной прелюдией перед тем, как два гражданина, две самостоятельные личности превращаются в половых партнеров, все больше искажается влиянием времени и отсутствием системного здорового восприятия половой грамотности в обществе. Программы, рассказывающие только о физиологических особенностях вступления во взрослую жизнь (контрацепции, опасностях ЗППП, вреде аборта), пропагандирующие запрет интимных отношений в молодом возрасте, рискуют иметь обратный эффект. За наличие конкретных потребностей отвечает психосексуальное развитие ребенка. Процессы, формирующиеся головой и психикой школьника, невозможно отменить напечатанным в методичке словом «нельзя». Тем более не стоит учить детей отвергать и презирать естественные процессы, которые с ними происходят. Главная задача взрослого поколения – постараться сделать так, чтобы вместе с половой зрелостью у ребенка одновременно формировалась и моральная. Та самая тонкая прослойка цивилизованности, которая направляет наши инстинкты в конструктивное русло. Сложно? Еще бы. Отсюда следующая мысль:

Подростков просвещать поздно

Тем более с этой задачей не справиться педагогам. Почему? Половая грамотность, как и пресловутый английский газон, – результат многолетней комплексной работы не одного поколения. И российские учителя, и родители в своем большинстве безграмотны в вопросах полового воспитания. Десятилетие за десятилетием складывалось неправильное восприятие собственного естества, его фундаментальной связи с психическим здоровьем, общим уровнем развития личности, социальной ролью. Тезисы из методички по гигиеническому и половому воспитанию не сделают школьников более здоровыми и счастливыми. Естественный интерес к своему телу у ребенка просыпается с малых лет. Наверняка многие помнят, как рассматривали друг друга в детсадовском туалете. Все человечество с самого рождения поделено на мужчин и женщин, потенциальных половых партнеров. Сексуальность – вся наша жизнь. Это просто нужно понимать и принимать параллельно с главными моральными принципами. В этом случае половая грамотность будет естественным положением вещей, а не вымученным результатом навязанной искусственной программы. Не нужно исполнять десять заповедей – нужно ими быть. Одно дело, когда ты не воруешь и не прелюбодействуешь, потому что боишься наказания, в том числе в виде ЗППП, другое – когда у тебя не возникает в этом потребности. Любовь и закон неразделимы: любовь без закона – прелюбодейство; закон без любви – самоуправство. 

Требовать, чтобы учителя с помощью пособий повлияли на сознание подрастающего поколения, неправильно и нелогично. Нужен комплексный подход и помощь специалистов, возможно, и не в стенах школы. Скорей всего, конкретные школьники требуют индивидуального подхода. Очень плохо, что в районных поликлиниках устранили службы психического здоровья, ведь повторюсь, половая грамотность начинается со здоровой головы, а не с набора каких-то тезисов. Сейчас в городах открываются центры психолого-педагогической помощи, но опять-таки, зарплаты там небольшие, поэтому сомневаюсь, что хорошие специалисты задержатся в этих заведениях надолго. Системное решение этой проблемы должно предложить государство, от этого зависит здоровье нашего общество – и моральное, и физиологическое.       

Наши школьники не опошлены физиологией

- Пытаться научить школьников правильным взаимоотношениям с противоположным полом в возрасте, когда они испытывают сильное давление социума, практически невозможно, – говорит учитель иностранных языков из Санкт-Петербурга Мария Покровская, проработавшая много лет в гимназиях и частных школах России и Белоруссии. – Смотрю на своих учеников из разных государств, вспоминаю себя в их возрасте и понимаю, что главное – вовремя заполнять пустоту внутри себя, образующуюся на определенных этапах развития личности. Об этом прежде всего должны позаботиться родители. Пример здоровой семьи имеет огромное значение: именно такой крепкий тыл станет решающей силой в противостоянии губительной «попсы» и внутренних убеждений. Делать упор на физиологию в этом вопросе, на мой взгляд, нецелесообразно: зачем ломать засохшие ветки, если можно срубить мертвый ствол. 

Цифры и факты

К середине 2017 года в России насчитывалось 11 293 тысяч детей в возрасте от 10 до 17 лет, это 8,1 % от общей численности населения страны. До совершеннолетия опыт сексуальных отношений имеет 41,9 % девочек, больше половины юных россиянок допускают возможность сделать аборт. Более 30 % девушек сообщили, что первый половой акт случился по принуждению. 

Наша страна по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству ранних родов и абортов у девушек до 20 лет. В течение последних десяти лет ежегодно беременеют около 1 млн российских девочек до 18 лет, на их долю приходится более 10 % от общего числа появлений на свет новых граждан РФ. Зато доля болезней, вызванных ранней беременностью и родами, составляет более 20 %. Чем меньше возраст юных пациенток роддомов, тем больше риск материнской смертности. По имеющимся в открытом доступе данным, только в 2013 году на родильном столе умерло 86 девочек. 

Каждый год в России выполняется около 6 млн абортов, и каждый пятый приходится на девочку-подростка 10–15 лет. 25 % прерываний беременностей происходит на 22–27-й неделе, и это наносит непоправимый вред здоровью школьниц. Открытых данных, позволяющих проследить указанные показатели в динамике по годам, нет, однако согласно сведениям доктора медицинских наук, профессора Андрея Акопяна, с 1993 по 2011 год число подростковых абортов уменьшилось примерно в два раза. Этот же источник сообщает, что частота регистрации ЗППП среди 15–19-летних россиянок снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой.

Проследить, как со временем изменялись цифры, отражающие случаи выявления у подростков ЗППП, можно по отдельным регионам. Например, согласно исследованию ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медуниверситет», заболеваемость отдельными видами инфекций, в частности сифилисом, у местных подростков 15–17 лет имеет тенденцию к стойкому снижению. Однако по самым распространенным заболеваниям – урогенитальным хламидиозом и трихомонозом – показатели остаются высокими.  Анонимное анкетирование для исследовательской работы прошли более 1 300 учащихся колледжей с 14 до 18 лет. 91 % опрошенных мальчиков указали, что знают о риске ЗППП, но 20 % ошибочно полагают, что при первом половом контакте заразиться какой-либо инфекцией нельзя. 29 % опрошенных подростков не указали ни одного известного средства контрацепции, которое защитило бы их партнерш от нежелательной беременности, а их самих – от проблем со здоровьем. 

Зарубежный опыт

Согласно Standards for Sexuality Education in Europe, регламентирующему документу, который подробно описывает конкретные цели и способы полового воспитания различных возрастных групп (от «4+» до «15+»), подобная образовательная программа в каждой стране является делом исключительно добровольным, «с учетом сложившегося менталитета». Поэтому опять-таки все зависит от головы, а не от других частей тела. 

В США, вопреки стереотипам, системный подход к данному вопросу также пока не сформирован. В 1986 году начальник медицинской службы США Эверетт Куп, отчитавшись об эпидемии СПИДа, порекомендовал вводить уроки полового воспитания, включающие информацию об угрозах гомосексуальных отношений, с третьего класса. «Вы не можете говорить об опасности змеиного яда, не упоминая змей», – заявил он. На эти цели школы даже получили федеральное финансирование, но на практике большинство учителей предпочитали говорить не о сексуальных предпочтениях и профилактике ЗППП, а о спасительной силе целомудрия. В это же время в СССР, как говорилось раньше, тоже стали задумываться, что школьникам пора рассказать о «гигиеническом и половом воспитании». Оба просветительских проекта стран-соперников оказались провальными: в 90-е годы в России понятие половой грамотности вытеснили на задний план новые реалии. В США, напротив, продолжился ханжеский курс: убеждая школьников полностью отказаться от половой жизни до вступления в брак, авторы программ целенаправленно искажали фундаментальные основы гендерных взаимоотношений. Например, заявляли: утверждение о том, что презервативы помогают избежать распространения ЗППП, не подтверждено никакими данными. И в результате добились обратного эффекта: многие американские подростки решили и вовсе отказаться от «бесполезных» презервативов.

Сегодня на молодежь США от 15 до 24 лет, составляющую лишь 27 % от общего числа живущих половой жизнью американцев, приходится около половины из 20 млн выявленных в стране случаев ЗППП. Бессмысленность консервативных школьных курсов по половому просвещению несколько лет назад подтвердили ученые Колумбийского университета: эпидемиологическими антилидерами являются именно те штаты, чьи власти придерживаются курса на воздержание. Попытки сломать систему принимаются отдельными штатами. 

Читайте также
Комментарии (0)
2018-12-19T14:00:00.000Z
12 0

Готова ли современная школа повлиять на половую грамотность подростков


Антонина Изотова
Подписаться

Половое воспитание – системное формирование у подрастающего поколения грамотного отношения к гендерным вопросам, в частности, к психологическим и физиологическим особенностям полового созревания, соблюдению нравственных норм в половом поведении. Главная задача полового просвещения – полноценное формирование и сохранение детородной функции у парней и девушек, а соответственно, сведение к минимуму негативных последствий ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), ранних беременностей и абортов. 

Психоаналитики против методичек

«Не бывает неприличных вопросов, есть неприличные ответы», – говорил Оскар Уайльд. Похожего мнения придерживался и легендарный пионер полового воспитания в советских школах, социолог, психолог, антрополог, сексолог Игорь Кон, призывавший учителей, которым доверили просвещать советских школьников в вопросах отношений с противоположным полом, пересмотреть формат подачи информации. Автор статьи «Научите учителя», опубликованной в «Учительской газете» в 1984 году, сокрушался, насколько методически неподготовленным оказалось содержание курсов «Гигиеническое и половое воспитание» (12 часов в 8-м классе) и «Этика и психология семейной жизни» (34 часа в 9–10-х классах), которые ввели в школьные программы в 1983–85 годах. «Никто заранее не позаботился об обучении учителей. Сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх. Учебные пособия для преподавателей содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций», – говорил по этому поводу Игорь Кон. 

Сегодня любая подобная информация в школьных стенах стала еще менее доступной. С конца 2010 года действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и попытка педагога просветить учеников на столь деликатную тему может обернуться проблемой. Означает ли это на самом деле, что тема грамотного выстраивания отношений с противоположным полом попадает под влияние юридического табу? И что это за самые важные психологические проблемы, о которых говорил Игорь Кон и которые так и не смогли донести до советских школьников? Известно ли о них современным подросткам? Ответить на эти вопросы помог психотерапевт, сексолог, кандидат медицинских наук Алексей Зданович:  

Секса без отношений не существует

Именно так. И даже если вы сейчас захотите поспорить, вспомнив случайные знакомства бурной молодости, хочу заверить: любой сексуальный опыт зависит от психической и социальной зрелости человека, в том числе от отношений с окружающими, с самим собой, от самооценки. Итак, какую мысль забывали донести до школьников авторы пробных курсов полового воспитания? «Сексуальных отношений самих по себе не существует», – это слова известного французского психоаналитика Жака Лакана. Есть отношения между людьми и внутри каждого человека – их гармоничность зависит от психического и социального здоровья каждого участника. Осознание интегративности различных внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование полноценной личной жизни, особенно важно сегодня, в эпоху самовлюбленных нарциссов, чьи смартфоны забиты селфи. Здоровое общение, являющееся обязательной прелюдией перед тем, как два гражданина, две самостоятельные личности превращаются в половых партнеров, все больше искажается влиянием времени и отсутствием системного здорового восприятия половой грамотности в обществе. Программы, рассказывающие только о физиологических особенностях вступления во взрослую жизнь (контрацепции, опасностях ЗППП, вреде аборта), пропагандирующие запрет интимных отношений в молодом возрасте, рискуют иметь обратный эффект. За наличие конкретных потребностей отвечает психосексуальное развитие ребенка. Процессы, формирующиеся головой и психикой школьника, невозможно отменить напечатанным в методичке словом «нельзя». Тем более не стоит учить детей отвергать и презирать естественные процессы, которые с ними происходят. Главная задача взрослого поколения – постараться сделать так, чтобы вместе с половой зрелостью у ребенка одновременно формировалась и моральная. Та самая тонкая прослойка цивилизованности, которая направляет наши инстинкты в конструктивное русло. Сложно? Еще бы. Отсюда следующая мысль:

Подростков просвещать поздно

Тем более с этой задачей не справиться педагогам. Почему? Половая грамотность, как и пресловутый английский газон, – результат многолетней комплексной работы не одного поколения. И российские учителя, и родители в своем большинстве безграмотны в вопросах полового воспитания. Десятилетие за десятилетием складывалось неправильное восприятие собственного естества, его фундаментальной связи с психическим здоровьем, общим уровнем развития личности, социальной ролью. Тезисы из методички по гигиеническому и половому воспитанию не сделают школьников более здоровыми и счастливыми. Естественный интерес к своему телу у ребенка просыпается с малых лет. Наверняка многие помнят, как рассматривали друг друга в детсадовском туалете. Все человечество с самого рождения поделено на мужчин и женщин, потенциальных половых партнеров. Сексуальность – вся наша жизнь. Это просто нужно понимать и принимать параллельно с главными моральными принципами. В этом случае половая грамотность будет естественным положением вещей, а не вымученным результатом навязанной искусственной программы. Не нужно исполнять десять заповедей – нужно ими быть. Одно дело, когда ты не воруешь и не прелюбодействуешь, потому что боишься наказания, в том числе в виде ЗППП, другое – когда у тебя не возникает в этом потребности. Любовь и закон неразделимы: любовь без закона – прелюбодейство; закон без любви – самоуправство. 

Требовать, чтобы учителя с помощью пособий повлияли на сознание подрастающего поколения, неправильно и нелогично. Нужен комплексный подход и помощь специалистов, возможно, и не в стенах школы. Скорей всего, конкретные школьники требуют индивидуального подхода. Очень плохо, что в районных поликлиниках устранили службы психического здоровья, ведь повторюсь, половая грамотность начинается со здоровой головы, а не с набора каких-то тезисов. Сейчас в городах открываются центры психолого-педагогической помощи, но опять-таки, зарплаты там небольшие, поэтому сомневаюсь, что хорошие специалисты задержатся в этих заведениях надолго. Системное решение этой проблемы должно предложить государство, от этого зависит здоровье нашего общество – и моральное, и физиологическое.       

Наши школьники не опошлены физиологией

- Пытаться научить школьников правильным взаимоотношениям с противоположным полом в возрасте, когда они испытывают сильное давление социума, практически невозможно, – говорит учитель иностранных языков из Санкт-Петербурга Мария Покровская, проработавшая много лет в гимназиях и частных школах России и Белоруссии. – Смотрю на своих учеников из разных государств, вспоминаю себя в их возрасте и понимаю, что главное – вовремя заполнять пустоту внутри себя, образующуюся на определенных этапах развития личности. Об этом прежде всего должны позаботиться родители. Пример здоровой семьи имеет огромное значение: именно такой крепкий тыл станет решающей силой в противостоянии губительной «попсы» и внутренних убеждений. Делать упор на физиологию в этом вопросе, на мой взгляд, нецелесообразно: зачем ломать засохшие ветки, если можно срубить мертвый ствол. 

Цифры и факты

К середине 2017 года в России насчитывалось 11 293 тысяч детей в возрасте от 10 до 17 лет, это 8,1 % от общей численности населения страны. До совершеннолетия опыт сексуальных отношений имеет 41,9 % девочек, больше половины юных россиянок допускают возможность сделать аборт. Более 30 % девушек сообщили, что первый половой акт случился по принуждению. 

Наша страна по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству ранних родов и абортов у девушек до 20 лет. В течение последних десяти лет ежегодно беременеют около 1 млн российских девочек до 18 лет, на их долю приходится более 10 % от общего числа появлений на свет новых граждан РФ. Зато доля болезней, вызванных ранней беременностью и родами, составляет более 20 %. Чем меньше возраст юных пациенток роддомов, тем больше риск материнской смертности. По имеющимся в открытом доступе данным, только в 2013 году на родильном столе умерло 86 девочек. 

Каждый год в России выполняется около 6 млн абортов, и каждый пятый приходится на девочку-подростка 10–15 лет. 25 % прерываний беременностей происходит на 22–27-й неделе, и это наносит непоправимый вред здоровью школьниц. Открытых данных, позволяющих проследить указанные показатели в динамике по годам, нет, однако согласно сведениям доктора медицинских наук, профессора Андрея Акопяна, с 1993 по 2011 год число подростковых абортов уменьшилось примерно в два раза. Этот же источник сообщает, что частота регистрации ЗППП среди 15–19-летних россиянок снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой.

Проследить, как со временем изменялись цифры, отражающие случаи выявления у подростков ЗППП, можно по отдельным регионам. Например, согласно исследованию ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медуниверситет», заболеваемость отдельными видами инфекций, в частности сифилисом, у местных подростков 15–17 лет имеет тенденцию к стойкому снижению. Однако по самым распространенным заболеваниям – урогенитальным хламидиозом и трихомонозом – показатели остаются высокими.  Анонимное анкетирование для исследовательской работы прошли более 1 300 учащихся колледжей с 14 до 18 лет. 91 % опрошенных мальчиков указали, что знают о риске ЗППП, но 20 % ошибочно полагают, что при первом половом контакте заразиться какой-либо инфекцией нельзя. 29 % опрошенных подростков не указали ни одного известного средства контрацепции, которое защитило бы их партнерш от нежелательной беременности, а их самих – от проблем со здоровьем. 

Зарубежный опыт

Согласно Standards for Sexuality Education in Europe, регламентирующему документу, который подробно описывает конкретные цели и способы полового воспитания различных возрастных групп (от «4+» до «15+»), подобная образовательная программа в каждой стране является делом исключительно добровольным, «с учетом сложившегося менталитета». Поэтому опять-таки все зависит от головы, а не от других частей тела. 

В США, вопреки стереотипам, системный подход к данному вопросу также пока не сформирован. В 1986 году начальник медицинской службы США Эверетт Куп, отчитавшись об эпидемии СПИДа, порекомендовал вводить уроки полового воспитания, включающие информацию об угрозах гомосексуальных отношений, с третьего класса. «Вы не можете говорить об опасности змеиного яда, не упоминая змей», – заявил он. На эти цели школы даже получили федеральное финансирование, но на практике большинство учителей предпочитали говорить не о сексуальных предпочтениях и профилактике ЗППП, а о спасительной силе целомудрия. В это же время в СССР, как говорилось раньше, тоже стали задумываться, что школьникам пора рассказать о «гигиеническом и половом воспитании». Оба просветительских проекта стран-соперников оказались провальными: в 90-е годы в России понятие половой грамотности вытеснили на задний план новые реалии. В США, напротив, продолжился ханжеский курс: убеждая школьников полностью отказаться от половой жизни до вступления в брак, авторы программ целенаправленно искажали фундаментальные основы гендерных взаимоотношений. Например, заявляли: утверждение о том, что презервативы помогают избежать распространения ЗППП, не подтверждено никакими данными. И в результате добились обратного эффекта: многие американские подростки решили и вовсе отказаться от «бесполезных» презервативов.

Сегодня на молодежь США от 15 до 24 лет, составляющую лишь 27 % от общего числа живущих половой жизнью американцев, приходится около половины из 20 млн выявленных в стране случаев ЗППП. Бессмысленность консервативных школьных курсов по половому просвещению несколько лет назад подтвердили ученые Колумбийского университета: эпидемиологическими антилидерами являются именно те штаты, чьи власти придерживаются курса на воздержание. Попытки сломать систему принимаются отдельными штатами. 

Читайте также
Комментарии (0)