Глобальные компетенции: с какими заданиями не справляются школьники




В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. О том, что такое глобальные компетенции, почему Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает их важными, какие результаты показали российские школьники и какие вопросы вызвали у них наибольшие затруднения, читайте в нашей статье.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Что такое глобальные компетенции

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. По мнению ОЭСР, системы образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире.

В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности 15-летних подростков:

  • рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы);
  • понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
  • налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального и культурного происхождения или пола;
  • предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Модель оценки глобальных компетенций из отчета Федерального института оценки качества образования (ФИОКО)

Овладение глобальными компетенциями, как заявлено в документах ОЭСР, способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за развитие международного сообщества.

Кто участвовал в исследовании

В 2018 году представители 27 стран, включая Россию, приняли участие в международном тестировании и анкетировании по глобальным компетенциям, еще 39 стран – только в анкетировании. Заметим, что в исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности в рамках PISA-2018 участвовали 15-летние подростки из 79 стран.

В исследовании PISA-2018 принимали участие 7608 российских 15-летних школьников из 7-11-х классов общеобразовательных организаций и студентов образовательных учреждений, реализующих программы СПО. Российская выборка является представительной, и результаты исследования можно перенести на всю генеральную совокупность учащихся 15-летнего возраста.

Результаты российских обучающихся в значительной степени определялись подготовкой школьников 9-х классов (81% выборки), завершавших основное общее образование.

Общая характеристика тестовых заданий

Тестирование проводилось на основе 18 комплексных ситуаций, включавших 69 заданий на проверку познавательных умений: в 37 заданиях – анализировать и оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять проблемы и ситуации; в 18 заданиях – выявлять и анализировать различные точки зрения; в 14 заданиях – оценивать действия и последствия.

Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий); социально-экономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты, конфликты и права человека (25% заданий).


Наряду с реальными ситуациями, связанными с конкретными событиями в разных странах, были разработаны и модельные, происходящие в вымышленных державах. Это было сделано для повышения объективности измерений, поскольку, рассуждая о ситуации в вымышленной стране, школьники в меньшей мере проявляют эмоции и используют уже сложившиеся стереотипы (к примеру, о развитых и развивающихся странах или о традициях и обычаях народов, живущих в разных социально-экономических условиях).

Все участники исследования PISA-2018 выполняли задания по двум или трем областям функциональной грамотности. При этом исследование в области читательской грамотности было обязательным для каждого, часть учащихся выполняла задания по математической грамотности (41%), такая же доля тестируемых – по естественно-научной грамотности, 30% учащихся отвечали на вопросы теста по глобальным компетенциям.

Тестирование проводилось в двух форматах, компьютерном и с использованием «бумажных носителей». Время полного тестирования составляло 2 часа, на выполнение блока по глобальным компетенциям отводилось 30 минут.

Основные результаты тестирования

В отчете ФИОКО по результатам международного исследования PISA-2018 представлены средние баллы учащихся из 27 стран – участниц тестирования за выполнение заданий по глобальным компетенциям. Баллы 15-летних подростков из Сингапура, Канады, Гонконга, Великобритании и Тайваня заметно превышают средний по 27 странам результат. Россия и Мальта составили мини-группу стран, чей показатель статистически не отличается от среднего.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Распределение стран по средним результатам в области глобальных компетенций в исследовании PISA-2018

В исследовании выявлены и описаны пять уровней сформированности глобальной компетентности 15-летних учащихся.

Подростки, достигшие 5-го уровня глобальной компетентности, способны выявить и проанализировать 5 и более точек зрения, демонстрируют в рассуждениях способность выходить за рамки задания и привлекать информацию, не содержащуюся в условии, могут объяснять сложные ситуации и их аспекты, оценивать достоверность информации, определять краткосрочные и долгосрочные последствия действий.

На 1-м уровне обучающиеся могут правильно определить одну точку зрения и использовать информацию, содержащуюся в условии, описать простую ситуацию и ее аспекты. Они способны представить себя на месте другого человека только в том случае, если им хорошо знаком контекст задания.

В среднем по всем странам примерно 26% учащихся не достигли 1-го уровня глобальной компетентности. В Сингапуре и Канаде в эту категорию попали 6 и 7% учащихся соответственно, в России – 20%. 5-го уровня в среднем по всем странам достигли 4% участников тестирования, в России – 2%. Таким образом, мы очень сильно уступаем странам-лидерам: в Сингапуре доля учащихся, достигших высшего уровня глобальной компетентности, составила 22%, в Канаде – 15%.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Распределение результатов стран по уровням глобальной компетентности

Отметим, что исследование выявило высокую степень корреляции показателей по глобальным компетенциям с результатами PISA-2018 по другим направлениям функциональной грамотности: математической, читательской и естественно-научной.

Сложные для наших школьников вопросы

В одном из приложений к отчету ФИОКО приведены подробные описания пяти комплексных заданий из открытого банка: «Единственный сюжет», «Олимпийская команда беженцев», «Этичная одежда», «Языковая политика» и «Повышение уровня моря».

Приведем пример задания, при выполнении которого российские учащиеся показали результаты существенно ниже, чем их сверстники из стран-лидеров. Задание относится к блоку «Языковая политика». Речь идет о вымышленной стране Армаз и вымышленных языках – урском и ютанском.

Текст к блоку «Языковая политика». В Армазе большинство граждан говорят на официальном языке – урском. Группа урскоговорящих законодателей предложила политический курс, согласно которому во всех государственных школах обучение по всем предметам должно вестись только на урском языке. Единственным исключением стали бы уроки иностранных языков. Ряд граждан Армаза, говорящих на ютанском языке, который является языком меньшинства в этой стране, обеспокоены предлагаемым политическим курсом.

Задание. Ютаноговорящий учащийся изучил положение в других странах, проводящих схожую политику по вопросам обучения на официальном языке. В приведенных ниже в таблице утверждениях описана часть найденной им информации. Поддерживают ли эти утверждения предлагаемый политический курс на обучение всем предметам на одном официальном языке – урском? Отметьте в таблице «Да» или «Нет» для каждого утверждения.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Таблица к заданию из блока «Языковая политика»

Комментарии эксперта. В задании обучающийся должен читать и оценивать каждое утверждение с точки зрения предлагаемой языковой политики. Первое и последнее утверждения не поддерживают такой политический курс, поскольку описывают выгоды, которые человек или общество получают от знания более одного языка. Верные ответы для каждого утверждения: «Нет», «Да», «Да», «Нет». Итоговый ответ в этом задании считается верным при правильном выборе для всех утверждений.

Лишь 16% российских учащихся смогли дать правильный итоговый ответ. В странах-лидерах доля 15-летних подростков, давших правильный ответ, в три с лишним раза выше: Сингапур – 51%, Канада – 49%.


Приведем еще одно задание, которое не должно было вызвать больших сложностей, поскольку оно, по оценке разработчиков, соответствует всего лишь 2-му уровню сформированности глобальной компетентности.

Задание из блока «Этичная одежда». Задание с открытым ответом: требовалось объяснить своими словами, почему большинство людей решили сделать пожертвование.

Глобальные компетенции. ОЭСР

Меньше половины российских учащихся (48%) смогли ответить на этот вопрос, хотя в качестве правильного принимался любой ответ, содержащий либо понимание тяжелых условий труда на фабрике по производству футболок, либо описание чувств и эмоций людей, сделавших пожертвования. Для сравнения: в Сингапуре доля учащихся, выполнивших это задание, составила 82%, в Канаде – 77%.

Низкий результат российских подростков обусловлен различными факторами, в том числе уровнем материального благосостояния. По итогам 2018 года почти 23% российских детей жили в семьях с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума, то есть за чертой бедности. Сложно ожидать от бедных и очень бедных детей разумных объяснений, почему 9 из 10 покупателей выбирают пожертвование вместо футболки. Разработчики тестов декларировали учет многообразия экономических и культурных контекстов в странах – участницах исследования, но, судя по некоторым заданиям, не смогли реализовать эту идею в полной мере.

Основные выводы

К оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения.

15-летние российские учащиеся со средним баллом 480 находятся на среднем уровне 1000-балльной международной шкалы, средний балл по всем странам – участницам исследования составил 474.

Более половины российских обучающихся (55%) продемонстрировали знания и умения, соответствующие 2-му и выше уровню глобальных компетенций по шкале PISA (в среднем по всем странам – 51%). Это означает, что они могут рассуждать на основе полученной информации, проявляя критическое мышление и используя знания из школьных предметов или личного опыта, способны правильно выявить и объяснить от двух и более точек зрения в каждой ситуации. Однако значительная доля российских участников справляется в основном с описанием простых ситуаций, не требующих выстраивания причинно-следственных связей.

Эксперты ОЭСР считают 2-й уровень глобальной компетентности пороговым. По их мнению, 15-летние подростки, не достигшие 2-го уровня, в будущем с большой вероятностью будут испытывать сложности адаптации к меняющимся условиям жизни и требованиям рынка труда. В России около 45% участников тестирования не достигли порогового уровня, что заметно ниже, чем в странах-аутсайдерах (Филиппины – 87%; Индонезия, Казахстан, Марокко – 80%), но в два с лишним раза выше, чем в странах-лидерах (Сингапур – 16%, Канада – 20%, Гонконг – 21%).

Высокая степень корреляции средних баллов по глобальным компетенциям с результатами по другим направлениям функциональной грамотности PISA означает, что формирование глобальных компетенций в значительной степени требует ориентации на предметные и метапредметные познавательные результаты образовательной деятельности: повысится читательская грамотность – повысится степень сформированности глобальных компетенций.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)