Уровень дошкольного образования в России: позиции в мире

2018-12-13T14:08:03.097Z
5 0

Последнее время образование оказалось в центре общественного внимания, мы постоянно видим статьи с критикой реформ, новые национальные проекты, школьная тема не сходит с экранов телевизора. Но если отбросить «белый шум» и «хайп», то что остается в сухом остатке? Давайте посмотрим на реальное положение вещей, используя цифры, попробуем понять, какое место российское образование сейчас занимает в мире, что нужно сделать для улучшения позиций и на кого стоит ориентироваться. 

Статья подготовлена на основе «Материалов для дискуссии “Глобальная конкурентоспособность российского образования”» Высшей школы экономики (серия Современная аналитика образования, № 3 (20), 2018 г.).

Ранний образовательный опыт

Международные и отечественные исследования показывают, что ранний образовательный опыт играет существенную роль при дальнейшей адаптации ребенка к школе. Нобелевский лауреат по экономике Дж. Хекман доказал, что только лишь сам факт посещения детского сада является исключительно важным и способствует дальнейшим успехам и благополучию ребенка. Существенным является и то, что раннее образование помогает преодолеть социальные и культурные ограничения, имеющиеся в обществе.

Если же говорить про экономическую сторону вопроса, то именно группы раннего развития позволяют экономически активным родителям вернуться к трудовой деятельности. Кроме того, есть еще одна важная закономерность – длительный декретный отпуск в отсутствие системы коллективного ухода за детьми снижает вероятность рождения в семье последующих детей.

Потери ВВП России по причине вынужденного отпуска по уходу за ребенком (в связи с отсутствием мест в дошкольных организациях) достигает 0,4 процента.

Доступность дошкольного образования

Последние 10 лет в странах ОЭСР существенно возросла доля детей, охваченных дошкольным образованием: в 60 процентах стран свыше 90 процентов детей в возрасте 4 лет посещают дошкольные организации (данные ЮНЕСКО за 2015 год). Важно отметить, что указанные страны уже близки к показателям устойчивого развития ООН. Для детей в возрасте 3 лет данное количество составляет 30 и 90 процентов соответственно.

В России охват дошкольными организациями детей в возрасте 4 лет в 2015 году был ниже 90 процентов, но чуть выше, чем в среднем по ОЭСР. Мы находимся примерно на одном уровне с Литвой, Чехией, Португалией, Венгрией и Японией, но при этом значительно уступаем Франции, Израилю, Бельгии, Великобритании, всем странам Скандинавии, а также Италии, Новой Зеландии, Корее, Эстонии. Сравнение производилось по параметру «доступность дошкольного образования», которое предполагает, что любая семья, желающая устроить ребенка в дошкольную организацию, может это сделать в положенное время.

При этом нужно отметить, что доступность дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) в России постепенно увеличивается, начиная с 2013 года (на основании данных ЕИС Минобрнауки).

В настоящий момент, если говорить о детях старше трех лет, Россия находится среди стран-лидеров, однако для детей в возрасте до 3 лет данный показатель практически в два раза ниже. Нужно также учесть, что отдельные регионы принимают сомнительные меры в части достижений стопроцентной доступности дошкольного образования, например, такие как уплотнение групп. К примеру, в Северо-Кавказском федеральном округе на 100 мест в среднем приходится 123 ребенка, похожая ситуация складывается в Южном федеральном округе (112 детей), Приволжском (111 детей), Сибирском (109 детей) и ряде других (источник ЕИС Минобрнауки). При этом практически все показатели превышения численности над количеством мест формируются городскими образовательными организациями, на селе прослеживается обратная тенденция.

Учитывая вышесказанное, важно понимать, что доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет в России в два раза ниже, нежели для детей старшего возраста.

Численность и характеристики педагогов

Количество детей на одного педагога рассматривается как показатель качества дошкольного образования. Многие страны ОЭСР активно используют институт помощников педагогов. Так, в Чили и Великобритании на долю помощников приходится 50 процентов всего педагогического состава.

В среднем на каждого педагога в странах ОЭСР приходится 14 детей. Для России этот показатель составляет 11 (по данным на 2014 год). Наилучшие показатели у Австралии, Новой Зеландии и Словении (менее 10), наихудшие у Чили, Китая и Франции (более 20).

Образовательная программа

Чаще всего время работы группы в дошкольной организации в России составляет от 10 до 12 часов в день, что значительно выше европейских показателей. Но при оценке времени пребывания ребенка в детском саду необходимо учитывать не только его продолжительность, но и содержание дошкольного образования.

Ханушек и Войсман доказали, что для формирования человеческого капитала не количество, а качество образования имеет решающее значение.

Широкий спектр образовательных программ создает здоровую конкуренцию и помогает семьям удовлетворять свои образовательные запросы. Сегодня в большинстве стран приоритетными для дошкольного образования являются такие области, как грамотность и язык, счет, физическая культура, творчество, музыка, здоровье и благополучие, свободная игра, этика и гражданственность, практические навыки, ИКТ-компетенции, иностранные языки, обществознание. Все эти области предусмотрены ФГОС ДО. В России сейчас зарегистрировано около 30 образовательных программ (по данным ФИРО), ФГОС ДО направлен на поощрение образовательных организаций к разработке собственных программ.  

Необходимо учитывать, что вопрос формирования качественной образовательной программы в конкретной организации в России часто осложняется перегруженностью педагогов в связи с большим количеством детей в группах и длительными рабочими сменами, отсутствием необходимой материально-технической и методической базы.

Качество образовательного процесса

Программа сама по себе – это не показатель качества образовательного процесса. Так, шкала ECERS учитывает следующие индикаторы качества: пространство и обстановка, режимы личной гигиены, рассуждения с использованием языка, взаимодействие, структура программы, родители и персонал. Все указанные параметры также имеют внутри более частные показатели. Дошкольное образование в России полностью отвечает лишь таким показателям, как дисциплина, мебель для ежедневного ухода и безопасность. Общий индекс качества образования по указанной шкале для России составляет 3,32. Для сравнения: Португалия – 5,15; Финляндия – 5,34; Греция – 5.

Все чаще звучат предложения использовать в качестве индикаторов дошкольного образования результаты детского развития, но тут нужно отметить, что многие ученые и политики не уверены в возможности оценки по образовательным результатам. Ряд стран ОЭСР принимает участие в Международном исследовании раннего образования и благополучия детей, но Россия к этому исследованию не присоединилась.

К чему нужно стремиться?

Если быть объективным, то показатели России по охвату детей дошкольным образованием выглядят очень обнадеживающе, но не нужно забывать, что эти цифры ничего не говорят о качестве образования, если рассматривать их в отрыве от других показателей.

Нам необходимо уделять внимание таким сложным и часто обратно пропорциональным охвату индикаторам, как соотношение педагогов и детей в группах, нагрузка на педагогов, продолжительность непосредственно образовательной деятельности, материально-техническое оснащение, повышение квалификации педагогов, качество и актуальность педагогических знаний, работа с родителями, субъективная удовлетворенность и многим другим.

Финансирование дошкольного образования в России существенно отстает от общемировых тенденций, заработные платы педагогов не отвечают стандартам развитых стран. Также для России особо остро стоит вопрос включения семьи в дошкольное образование, наиболее серьезная проблема – это повышение эффективности работы с родителями, формирование ответственного родителя и сильного родительского сообщества.

Об уровне школьного образования читайте в статье по ссылке.

Читайте также
Комментарии (0)
2018-12-13T14:08:03.097Z
5 0

Уровень дошкольного образования в России: позиции в мире


Редакция ActivityEdu
Подписаться

Последнее время образование оказалось в центре общественного внимания, мы постоянно видим статьи с критикой реформ, новые национальные проекты, школьная тема не сходит с экранов телевизора. Но если отбросить «белый шум» и «хайп», то что остается в сухом остатке? Давайте посмотрим на реальное положение вещей, используя цифры, попробуем понять, какое место российское образование сейчас занимает в мире, что нужно сделать для улучшения позиций и на кого стоит ориентироваться. 

Статья подготовлена на основе «Материалов для дискуссии “Глобальная конкурентоспособность российского образования”» Высшей школы экономики (серия Современная аналитика образования, № 3 (20), 2018 г.).

Ранний образовательный опыт

Международные и отечественные исследования показывают, что ранний образовательный опыт играет существенную роль при дальнейшей адаптации ребенка к школе. Нобелевский лауреат по экономике Дж. Хекман доказал, что только лишь сам факт посещения детского сада является исключительно важным и способствует дальнейшим успехам и благополучию ребенка. Существенным является и то, что раннее образование помогает преодолеть социальные и культурные ограничения, имеющиеся в обществе.

Если же говорить про экономическую сторону вопроса, то именно группы раннего развития позволяют экономически активным родителям вернуться к трудовой деятельности. Кроме того, есть еще одна важная закономерность – длительный декретный отпуск в отсутствие системы коллективного ухода за детьми снижает вероятность рождения в семье последующих детей.

Потери ВВП России по причине вынужденного отпуска по уходу за ребенком (в связи с отсутствием мест в дошкольных организациях) достигает 0,4 процента.

Доступность дошкольного образования

Последние 10 лет в странах ОЭСР существенно возросла доля детей, охваченных дошкольным образованием: в 60 процентах стран свыше 90 процентов детей в возрасте 4 лет посещают дошкольные организации (данные ЮНЕСКО за 2015 год). Важно отметить, что указанные страны уже близки к показателям устойчивого развития ООН. Для детей в возрасте 3 лет данное количество составляет 30 и 90 процентов соответственно.

В России охват дошкольными организациями детей в возрасте 4 лет в 2015 году был ниже 90 процентов, но чуть выше, чем в среднем по ОЭСР. Мы находимся примерно на одном уровне с Литвой, Чехией, Португалией, Венгрией и Японией, но при этом значительно уступаем Франции, Израилю, Бельгии, Великобритании, всем странам Скандинавии, а также Италии, Новой Зеландии, Корее, Эстонии. Сравнение производилось по параметру «доступность дошкольного образования», которое предполагает, что любая семья, желающая устроить ребенка в дошкольную организацию, может это сделать в положенное время.

При этом нужно отметить, что доступность дошкольного образования (для детей в возрасте от 3 до 7 лет) в России постепенно увеличивается, начиная с 2013 года (на основании данных ЕИС Минобрнауки).

В настоящий момент, если говорить о детях старше трех лет, Россия находится среди стран-лидеров, однако для детей в возрасте до 3 лет данный показатель практически в два раза ниже. Нужно также учесть, что отдельные регионы принимают сомнительные меры в части достижений стопроцентной доступности дошкольного образования, например, такие как уплотнение групп. К примеру, в Северо-Кавказском федеральном округе на 100 мест в среднем приходится 123 ребенка, похожая ситуация складывается в Южном федеральном округе (112 детей), Приволжском (111 детей), Сибирском (109 детей) и ряде других (источник ЕИС Минобрнауки). При этом практически все показатели превышения численности над количеством мест формируются городскими образовательными организациями, на селе прослеживается обратная тенденция.

Учитывая вышесказанное, важно понимать, что доступность дошкольного образования для детей младше 3 лет в России в два раза ниже, нежели для детей старшего возраста.

Численность и характеристики педагогов

Количество детей на одного педагога рассматривается как показатель качества дошкольного образования. Многие страны ОЭСР активно используют институт помощников педагогов. Так, в Чили и Великобритании на долю помощников приходится 50 процентов всего педагогического состава.

В среднем на каждого педагога в странах ОЭСР приходится 14 детей. Для России этот показатель составляет 11 (по данным на 2014 год). Наилучшие показатели у Австралии, Новой Зеландии и Словении (менее 10), наихудшие у Чили, Китая и Франции (более 20).

Образовательная программа

Чаще всего время работы группы в дошкольной организации в России составляет от 10 до 12 часов в день, что значительно выше европейских показателей. Но при оценке времени пребывания ребенка в детском саду необходимо учитывать не только его продолжительность, но и содержание дошкольного образования.

Ханушек и Войсман доказали, что для формирования человеческого капитала не количество, а качество образования имеет решающее значение.

Широкий спектр образовательных программ создает здоровую конкуренцию и помогает семьям удовлетворять свои образовательные запросы. Сегодня в большинстве стран приоритетными для дошкольного образования являются такие области, как грамотность и язык, счет, физическая культура, творчество, музыка, здоровье и благополучие, свободная игра, этика и гражданственность, практические навыки, ИКТ-компетенции, иностранные языки, обществознание. Все эти области предусмотрены ФГОС ДО. В России сейчас зарегистрировано около 30 образовательных программ (по данным ФИРО), ФГОС ДО направлен на поощрение образовательных организаций к разработке собственных программ.  

Необходимо учитывать, что вопрос формирования качественной образовательной программы в конкретной организации в России часто осложняется перегруженностью педагогов в связи с большим количеством детей в группах и длительными рабочими сменами, отсутствием необходимой материально-технической и методической базы.

Качество образовательного процесса

Программа сама по себе – это не показатель качества образовательного процесса. Так, шкала ECERS учитывает следующие индикаторы качества: пространство и обстановка, режимы личной гигиены, рассуждения с использованием языка, взаимодействие, структура программы, родители и персонал. Все указанные параметры также имеют внутри более частные показатели. Дошкольное образование в России полностью отвечает лишь таким показателям, как дисциплина, мебель для ежедневного ухода и безопасность. Общий индекс качества образования по указанной шкале для России составляет 3,32. Для сравнения: Португалия – 5,15; Финляндия – 5,34; Греция – 5.

Все чаще звучат предложения использовать в качестве индикаторов дошкольного образования результаты детского развития, но тут нужно отметить, что многие ученые и политики не уверены в возможности оценки по образовательным результатам. Ряд стран ОЭСР принимает участие в Международном исследовании раннего образования и благополучия детей, но Россия к этому исследованию не присоединилась.

К чему нужно стремиться?

Если быть объективным, то показатели России по охвату детей дошкольным образованием выглядят очень обнадеживающе, но не нужно забывать, что эти цифры ничего не говорят о качестве образования, если рассматривать их в отрыве от других показателей.

Нам необходимо уделять внимание таким сложным и часто обратно пропорциональным охвату индикаторам, как соотношение педагогов и детей в группах, нагрузка на педагогов, продолжительность непосредственно образовательной деятельности, материально-техническое оснащение, повышение квалификации педагогов, качество и актуальность педагогических знаний, работа с родителями, субъективная удовлетворенность и многим другим.

Финансирование дошкольного образования в России существенно отстает от общемировых тенденций, заработные платы педагогов не отвечают стандартам развитых стран. Также для России особо остро стоит вопрос включения семьи в дошкольное образование, наиболее серьезная проблема – это повышение эффективности работы с родителями, формирование ответственного родителя и сильного родительского сообщества.

Об уровне школьного образования читайте в статье по ссылке.

Читайте также
Комментарии (0)