Эффективны ли VR-технологии в обучении? Анализируем исследования




Как и любой новый инструмент обучения, виртуальная реальность вызывает споры как в педагогическом сообществе, так и за его пределами. Поклонники и противники VR часто сходятся в баталиях на тему последствий его применения для детей и эффективности в образовательной деятельности. Не относя себя ни к тем, ни к другим, мы попытались найти ответы, изучая последние научные исследования о VR. О том, к каким выводам приходят ученые, рассказываем в нашем обзоре. 

1

Предваряя обзор, отметим, что исследований, полностью соответствующих социологическим нормам по выборкам и сроком проведения, нам найти не удалось. Почти все имеющиеся материалы представляют выводы по результатам опросов или наблюдений, проведенных в рамках какой-либо одной образовательной организации или одного предмета, все исследования довольно непродолжительны, некоторые не структурированы по возрасту и уровню образования респондентов. Но даже собранные материалы дают представление о том, как изменится школа, если VR станет неотъемлемой частью образовательного процесса.

VR и академические результаты

Не так давно были обнародованы данные исследования, проведенного при поддержке Korea − World Bank Group Partnership Facility (KWPF), о влиянии технологий VR на образовательные результаты, в ходе которого была предпринята попытка выяснить эффективность инструментов виртуальной реальности в сравнении с традиционными методами и способами обучения. Оказалось, что при изучении инженерных и технических дисциплин, а также тем, связанных с безопасностью, применение технологии и гаджетов виртуальной реальности в среднем дает лучшие результаты, чем применение только традиционных средств обучения: учащиеся на итоговых тестированиях получают более высокие баллы, демонстрируют более высокие показатели при оценке их социально-эмоциональных навыков, а кроме того, начинают эффективнее использовать ресурсы и время.

В рамках другого исследования, которое было проведено в Корнельском университете (Итака, США), выяснилось, что академические результаты студентов, обучавшихся с использованием VR-технологий, существенно не отличаются от результатов обучающихся традиционными способами. Но первая группа, познакомившись с виртуальной средой, стала отдавать предпочтение получению знаний с помощью VR-оборудования, нежели с помощью цифровых ресурсов и практических действий. 

Другим важным выводом этого исследования стало то, что студенты, хорошо знакомые с видеоиграми, используя VR, учились лучше, чем те, кто играми не увлекается, хотя виртуальная реальность и не влияет на конечные результаты обучения в целом. 


Интересно, что юноши с богатым опытом в видеоиграх осваивали больший объем знаний в виртуальной реальности, чем девушки-геймеры, у которых его было не так много.

Все эти наблюдения привели исследователей к предположению: на успех обучения с применением VR может влиять геймерский опыт. Ученые предложили его наращивать для увеличения эффективности обучения в виртуальной реальности. 

VR и мягкие навыки

Международная компания Pricewaterhouse Coopers (консалтинг, аудит) провела исследование среди взрослых на базе своих образовательных центров и попыталась выяснить, как влияет использование VR-технологий на развитие навыков soft skills.

Оказалось, что в группах, где преподавание велось с применением виртуальной реальности, уверенность учащихся в том, что они хорошо усвоили пройденный материал, была почти в три раза выше, чем в группах, которые учились в классно-урочной форме или онлайн.

Исследователи подтвердили еще один и без того очевидный факт: удержать внимание на объекте изучения в виртуальной реальности намного проще, ведь ничто не отвлекает от предмета, происходит полное погружение в материал. 

Благодаря обучению в виртуальной среде учащиеся значительно меньше отвлекаются. Оборудование для VR управляет зрением и вниманием − нет никаких перерывов, никакой многозадачности. Ученики, которые применяли виртуальную реальность, были в четыре раза более сосредоточенны, чем те из них, кто обучался онлайн, и в 1,5 раза более сосредоточенны, чем те, кто проходил обучение в классах, 

− говорится в итоговой статье об исследовании.

Также выяснилось, что применение виртуальной реальности существенно ускоряет процесс обучения:

На материалы, требующие 2-часового изучения в классе, учащиеся тратили всего 30 минут, используя виртуальную реальность. 

Данные из исследования

Форматы VR и их эффективность

Ученые Техасского университета в 2014 году провели исследование, целью которого было выяснить, различаются ли результаты обучения в зависимости от того, какой формат VR для этого используется. 

Респонденты, среди которых были как студенты, так и школьники разного возраста (включая учеников начальных классов), были разделены на три группы. Первой из них предстояло обучаться посредством виртуальных игр (предоставляют участнику свободу действий и свободу перемещения по виртуальному миру, стимулируют проверять гипотезы, достигать целей). Второй – с помощью VR-симуляторов (воссоздают реальную среду, позволяя тестировать и проверять полученные результаты). Третьей же предстояло изучать материал в виртуальном пространстве (обеспечивает ощущение присутствия в трехмерном мире, дает возможность перемещать или создавать объекты, взаимодействовать с другими пользователями).

Анализ итогов исследования показал, что образовательный эффект наблюдается во всех трех группах, однако самые высокие результаты продемонстрировали пользователи первой, применявшие игровую виртуальную реальность. 

VR и риски для образовательных результатов

Увы, обучение в виртуальной реальности не может решить всех проблем в образовании. Как и любой другой педагогический инструмент, VR обладает пределом возможностей и имеет ограничения с точки зрения достижения результатов.

Ученые Уорикского университета (Великобритания) подчеркивают это в исследовании с говорящим названием «Обучение в виртуальной реальности: влияние на производительность, эмоции и вовлеченность». Приведем данные только из одной части этой работы, где приводятся результаты эффективности обучения в виртуальной реальности в зависимости от целей, которые ставит педагог.


Авторы делают вывод, что VR принесет пользу при изучении предметов естественно-научного цикла, но даже в рамках этих предметов поможет не во всем. Виртуальная реальность, к примеру, дает преимущества в сравнении с обучением по видео или учебникам, когда от учеников требуется запоминание. В тех же случаях, когда необходимо осмысление, понимание материала, VR проигрывает традиционным способам обучения.

В еще одном исследовании сравнивается эффективность применения виртуальной реальности с эффективностью обучающих видео. Авторы утверждают, что не нашли существенных различий в образовательных результатах при использовании этих инструментов. Но нужно отметить, что респондентами были взрослые, и распространять выводы на детей нужно с оговорками.

Не обнаружено разницы при проверке через 8 недель объемов запомненной информации вне зависимости от того, применялись ли традиционные способы обучения или виртуальная реальность. Об этом говорят результаты исследования, которое также проводили среди студентов (изучающих нейроанатомию).

Данные исследования ученых США и Дании, опубликованного в 2017 году, и материал на страницах журнала Journal of Educational Psychology, вышедший годом позже, затрагивают еще один аспект применения VR. Оба они сообщают о том, что в некоторых случаях применение этой технологии ведет к снижению образовательных результатов, так как высококачественная графика и анимация могут значительно увеличивать когнитивную нагрузку и отвлекать от учебной задачи. Можно предположить, что менее захватывающая, но хорошо продуманная презентация в PowerPoint будет способствовать лучшим результатам обучения, нежели использование яркой, графически наполненной виртуальной реальности.

Заключение

Если сосредоточиться только на результатах обучения, то важно отметить следующее. Применение виртуальной реальности способно улучшить результаты в сравнении с теми, которые могут получить педагоги, применяя традиционные способы. Это, по крайней мере, говорит о том, что VR на уроках не нанесет вреда (о чем и свидетельствуют выводы подавляющего большинства исследований). 

Важно и другое: как и любой педагогический инструмент, виртуальная реальность не может функционировать без педагога. Именно от его стратегии и тактики зависят результаты учеников. К примеру, в руках хорошего учителя применение традиционной модели Солнечной системы в виде штатива с шариками даст результаты, сопоставимые с просмотром обучающего фильма на уроке посредственного педагога, и будет значительно более эффективным, чем самостоятельный поход детей в кинотеатр развлекательного центра на сеанс фильма формата 360° о Солнечной системе. Стоит помнить, что никакая новая технология сама по себе не сможет дать качественных знаний, а тем более собрать их в стройную систему. Но сочетание действий талантливого педагога с использованием новых технологий зачастую может приносить потрясающие результаты.


Отметим также, что большинство исследований, оценивающих влияние виртуальной реальности на результаты обучения, были проведены в США, Великобритании и Канаде. Поэтому при их рассмотрении в условиях России стоит помнить, что существенные различия в системах образования, а также качестве оборудования и скорости доступа в интернет, вероятно, скажутся и на эффективности VR на уроках. Будет неправильным ожидать, что использование технологий виртуальной реальности в наших условиях даст сравнимые результаты.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)