Что московские власти понимают под качественным школьным образованием



На официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы опубликован «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников в 2019/2020 учебном году». Для широкой публики рейтинг – это списки школ, получивших гранты мэра Москвы. Публикация рейтинга – уже, между прочим, 10-го, юбилейного – это, с одной стороны, хороший повод поздравить коллективы школ, добившихся высоких образовательных результатов, с получением достойного вознаграждения, а с другой – веское основание задуматься о том, какое образование мэр Москвы и руководители профильного столичного департамента считают качественным. Итак, кто отличился и каковы критерии – поздравляем и разбираемся.

«Грандиозное событие»

8 ноября 2011 года Ольга Голодец, в то время – заместитель мэра столицы по вопросам образования и здравоохранения, объявила о «грандиозном событии» – публикации списка 85 лучших школ Москвы:

Впервые в истории московского образования эксперты пришли к единодушному мнению по рейтингованию московских школ.

Рейтинг, составленный по итогам 2010/2011 учебного года, учитывал всего два показателя: результаты участия в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников и ЕГЭ/ГИА.

Школы, вошедшие в рейтинг, получили гранты от столичных властей. На поддержу лидеров образования из бюджета выделили 650 млн рублей: первой десятке досталось по 15 млн, следующие 25 образовательных организаций получили по 10 млн и 50 школ – по 5 млн. Деньги можно было потратить на премии учителям, повышение их квалификации, оборудование и нужды школ.

Охватить все и выразить количественно

С каждым годом число учитываемых показателей росло, уточнялись приоритеты, корректировались формулы расчета. Год назад портал ActivityEdu проанализировал основные показатели рейтинга, отметил недостатки и сформулировал предложения по его модернизации.

Методику расчета рейтинга разрабатывает Центр педагогического мастерства (ЦПМ).

Департамент образования и мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчета итоговых показателей, – отмечает научный руководитель ЦПМ Иван Ященко.

Рейтинг – показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития столичной системы образования. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа образовательных организаций. По замыслу разработчиков, рейтинг должен охватывать практически все параметры школьной жизни, которые можно выразить количественно.

Любопытно проследить эволюцию названия рейтинга: «Рейтинг лучших школ Москвы» (2011) – «Рейтинг московских школ по результатам образовательной деятельности» (2012) – «Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты» (2013, 2014) – «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников» (с 2015-го).

Размер грантов неуклонно растет

Вот уже второй год подряд публикация нового рейтинга не сопровождается пресс-конференциями, громкими заявлениями руководства, кричащими заголовками на официальных сайтах мэрии и лентах новостей СМИ. Даже юбилей – напомним, опубликован уже 10-й рейтинг – не стал поводом для официальных сообщений о выплатах грантов мэра Москвы на общую сумму 3,85 млрд рублей: 20 грантов 1-й степени по 40 млн рублей каждый, 50 грантов 2-й степени по 25 млн, 100 грантов 3-й степени по 15 млн и 50 грантов за достижения в создании развивающей среды по 6 млн.

На официальном сайте мэра Москвы нет даже небольшой новости о событии, которое когда-то называли «грандиозным». Возможно, новый рейтинг и не должен сопровождаться фанфарами и барабанной дробью, но я уверен, что педагоги тех 220 столичных образовательных организаций, которые получат гранты мэра, заслуживают как минимум поздравлений. Повышенный доход еще никому не мешал.

Гранты должны идти только на заработную плату и поощрение педагогов, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин в декабре 2017 года.

Рейтинг 2019/2020 учебного года

Грант мэра Москвы 1-й степени. Топ-20 образовательных организаций Москвы

Грант мэра Москвы 2-й степени. 21-70 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы 3-й степени. 71-170 образовательные организации Москвы.

Грант мэра Москвы. 171-220 образовательные организации Москвы.

Отметим, что публикация производится по группам рейтинга, причем внутри групп образовательные организации упорядочены в алфавитном порядке по округам, далее по районам и затем по названиям, а не по баллам рейтинга. К примеру, в группе образовательных организаций, получивших грант мэра Москвы 3-й степени, невозможно определить, какая школа находится на 71-м месте, а какая – на 170-м. При этом разработчики не объясняют, почему ранжирование школ по баллам внутри групп не производится.

Бессменные лидеры

Интересно сравнить топ-20 школ из двух рейтингов: 1-го, составленного по итогам 2010-2011 учебного года, и последнего на сегодня, 10-го, отражающего результаты 2019-2020 учебного года.

Отрадно видеть в обоих списках школы 1535, 57, 1514, 548, Лицей «Вторая школа». Сначала огорчился отсутствию в юбилейном рейтинге знаменитого Московского Химического Лицея №1303, но потом вспомнил, что после прокатившейся по Москве волны объединений и реорганизаций он уже несколько лет входит в состав «Школы на Юго-Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова», которая прочно обосновалась в топ-20.

Последнее десятилетие, кстати, запомнилось не только объединением школ, но и переименованием: 1535, 1514 и 548 теперь не лицей, гимназия и центр образования, а просто школы. Но давайте смотреть не на названия, а на результаты. По достижениям эти образовательные организации – по-прежнему среди лучших.

Почему СУНЦ упал в рейтинге

А вот что сильно огорчает – это отсутствие в последние годы в топ-20 очень сильных школ, составляющих – без преувеличения – гордость столичного образования. Всего несколько лет назад список лидеров невозможно было представить без Гимназии №1543 (сейчас – Московская школа на Юго-Западе №1543), Специализированного учебно-научного центра МГУ (СУНЦ), Школы №179, Школы №2007 ФМШ, Школы «Интеллектуал».

В юбилейном рейтинге школы 1543, 2007 и 179 находятся в списке образовательных организаций, занимающих места с 21-го по 70-е, СУНЦ еще ниже – с 71-го по 170-е, а Школа «Интеллектуал» не попала даже в число 220 лучших.

Если вы думаете, что результаты СУНЦ МГУ резко ухудшились, то спешу опровергнуть эту мысль: ученики школьного подразделения МГУ по-прежнему выигрывают международные и всероссийские олимпиады, блестяще сдают ЕГЭ и поступают в лучшие университеты России и мира. В прошлом году, например, СУНЦ подготовил 11 победителей и 48 призеров Всероссийской олимпиады по 8 предметам, в этом году – 46 призеров по 7 предметам.

Как оценить уровень достижений СУНЦ МГУ? Все школы Смоленской, Тульской, Калининградской, Ленинградской, Томской, Калужской и Рязанской областей в сумме завоевали в этом году столько же дипломов Всероссийской олимпиады, сколько один СУНЦ. Кроме того, СУНЦ возглавляет рейтинг школ России по конкурентоспособности выпускников, но в «Рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников в 2019/2020 учебном году» не попадает даже в число семидесяти лучших. Вклад, выходит, маловат.

Может быть, дело в составляющих этого вклада? «Качественное образование» – это что? Продолжаем разбираться.

«В попугаях» или «в дошкольниках»

В последних версиях рейтинга резко выросла значимость дошкольников: за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла, хотя когда-то начисляли 0,1 балла, а еще раньше – 0,03 балла. Почему всего 0,4, а не 0,8 или не 1,5?

Любой человек, занимавшийся многокритериальным оцениванием, знает: с помощью весовых коэффициентов можно получить любой заранее заданный результат. Можно, к примеру, вывести в лидеры рейтинга школы Новой Москвы, имеющие в составе по 6-7 отделений дошкольного образования. В школе №2070 по состоянию на 1 сентября 2019 года числилось 3208 детей, занимавшихся по программам дошкольного образования. Давайте увеличим баллы за каждого «детсадовца» и назовем эту школу лучшей в Москве, а образовательные организации без дошкольных отделений лишим возможности получить грант.

Вспоминается цикл замечательных мультиков «38 попугаев» по сценарию Григория Остера. Помните, там удава «в попугаях» измеряли? В московском рейтинге последних версий качество образования пытаются измерить «в дошкольниках». Обращаюсь к идеологу и разработчику рейтинга Ивану Ященко: Иван Валерьевич, это же просто «детский сад» какой-то, и вы – как математик по профессии – не можете этого не понимать.

Зачем противопоставлять

Еще один основополагающий постулат нынешнего рейтинга представляется мне как минимум спорным: по набранным баллам соревнуются и школы, ориентированные на мотивированных и талантливых детей, участвующих в олимпиадах, и образовательные организации, где в основном ученики из семей с низким социально-экономическим статусом, и колледжи, то есть учреждения среднего профессионального образования, и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Не вижу смысла сравнивать между собой, к примеру, Лицей «Вторая школа», «Школу-интернат для реабилитации и обучения слепых» Департамента труда и социальной защиты и Технологический колледж. Эти образовательные организации решают совершенно разные задачи. Кроме того, в общедоступной версии рейтинга нет возможности посмотреть, за счет чего та или иная школа набирала баллы – то ли дошкольников много, то ли ученики ЕГЭ хорошо сдают, то ли олимпиадные успехи впечатляющие, то ли профилактика правонарушений налажена, то ли в школе созданы условия для работы с детьми с ОВЗ.

Есть ли смысл в таком сравнении, которое превращается в противопоставление?

Нужны прозрачные рейтинги

Идеальных рейтингов, на мой взгляд, не существует. Я привык относиться к рейтингам прагматично: если есть возможность извлечь полезную информацию – почему бы не воспользоваться, если же вижу, как что-то пытаются измерить «в попугаях», да еще при этом подкрутить весовые коэффициенты для достижения заранее заданного результата, – закрываю рейтинг, поскольку он создан чиновниками в их же интересах.

Мне был понятен «Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты». Сейчас, когда набираешь в поисковике нынешнее название «рейтинг вклад…», выскакивает реклама банковских продуктов – вкладов с высокими процентами. Прямо скажем, так себе ассоциация.

Лучшее, что могут сделать разработчики рейтинга московских школ, – создать прозрачный инструмент, в том числе для родителей и детей, выбирающих подходящую им образовательную организацию. Хотите узнать, где на высокие баллы сдают ЕГЭ, – пожалуйста; требуется выяснить, где отличные условия для детей с ОВЗ, – запросто; нужно посмотреть, в каких школах сильные спортивные команды, много победителей олимпиад или хорошо поставлена экскурсионная работа, – нет ничего проще.

И всегда нужно помнить, что ни один рейтинг не сможет оценить такие практически не поддающиеся формализации понятия, как атмосфера в классе или желание вернуться в школу после каникул, хотя для многих детей и родителей это гораздо важнее, чем баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (4)