Более половины российских старшеклассников подвергаются травле

2019-07-26T13:45:48.767Z
9 2

Мы уже рассказывали о буллинге в школах: как помочь жертве и свидетелю справиться с травлей, что делать, если учитель стал жертвой издевательств или если виной всему родители. В этой статье мы поделимся с читателями результатами пилотного исследования распространенности травли в российских школах и попробуем разобраться, как обстоят дела с буллингом не только в России, но и в других странах, и есть ли различия. 

Кибербуллинг, языковой барьер и принадлежность к меньшинствам: о травле в европейских школах

Во многих странах Европы приняты законы по борьбе с буллингом. Например, в Англии антидискриминационный закон и устав по предотвращению травли регулируют буллинг в школах, но по факту - более половины школьников боятся возвращаться на занятия после каникул, а проблема кибербуллинга (травли в Сети) стоит особенно остро.

Ребенка могут подвергнуть травле из-за болезни, лишнего веса или незнания языка. Кто, кого и за что травит, лучше всего демонстрируют примеры, рассказанные русскоязычными мамами, чьи дети учатся в государственных английских школах. Сына Веры Паркинсон Уайта группа одноклассников из 10-15 человек травила из-за заболевания lazy eye или «ленивый глаз», при котором один глаз не функционирует. Буллеры заставляли мальчика снимать деньги с его банковского счета и отдавать им. Сына Виктории, ученика лондонской школы Belvedere Junior School ровесники дразнили из-за того, что он не говорил по-английски. 

Кроме этого, по мнению доктора Пола Доунса, доцента образования и психологии Института образования Дублинского городского университета, в европейских странах, в частности в Ирландии, травле наиболее часто подвергаются дети, у которых существует языковой барьер с другими детьми, а также из-за предубеждений одноклассников по поводу принадлежности жертвы к национальному меньшинству или ЛГБТ-сообществу. Нередко травлю провоцирует учитель, когда делит детей по статусу, акцентируя разницу между коренными жителями и мигрантами.

Некоторые социологи утверждают, что школьная травля больше всего распространена среди учеников средних классов. Интересно, что в одном из первых масштабных исследований о буллинге в школах, проведенном в 1983 году Дэном Олвеусом, этот показатель был совершенно другим. Тогда анализ ответов примерно 130 тыс. норвежских и шведских школьников всех возрастов показал, что в девятых классах 17,5% мальчиков подвергаются травле, 6,5% - во вторых. С девочками ситуация похожая: 16% и 3% соответственно. Исследование выявило, что девочки, взрослея, реже становятся агрессорами, а мальчики, наоборот, чаще.

Словесная травля и желание самоутвердиться − буллинг в российских школах

О том, как обстоят дела с травлей в российских школах, говорят результаты пилотного исследования распространености травли в российских школах. В нем приняли участие 890 учеников 9-10 классов из пяти федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Сибирского (средний возраст респондентов 16 лет, 54% из которых - девушки).

По результатам исследования, самыми распространенными типами буллинга в России оказались вербальная и социальная агрессия. Результаты показывают, что почти больше половины (55%) девяти- и десятиклассников подвергались вербальному буллингу (неприличные жесты, оскорбления, унижения) в школе за последний месяц хотя бы один раз. С социальной агрессией - демонстрацией неприятия ребенка группой - в школе столкнулись 44,4% учащихся. Проведенное исследование опровергает результаты других научных работ, о том, что в старших классах травля практически сходит на нет.

Статистическая информация по жертвам буллинга

Кибербуллинг в России не так распространен, как другие формы издевательства над одноклассниками – 70,2% респондентов ни разу не столкнулись с травлей в Сети за прошедший месяц. Это противоречит данным многих современных отечественных исследований, но согласуется с результатами международных работ. С физической агрессией в свой адрес опрошенные сталкивались реже, но цифры все равно ужасают - 40% детей сверстники наносили увечья.

Большая часть респондентов выступает в ситуациях травли и агрессором, и жертвой, и свидетелем, причем как последовательно, так и одновременно. При этом девушки чаще становятся очевидцами социальной, вербальной травли и агрессии в Сети, в то время как парни обычно оказываются жертвами или агрессорами физического буллинга.

Причины буллинга в российских школах и школах Европы отличаются. Чаще всего травле подвергаются школьники из семей с самым низким уровнем доходов, где работает одна мать (при этом речь не идет о семьях, где нет отца). Эти семьи проживают в мегаполисах, где, вероятно, более заметна разница в материальном достатке. В России в некоторых городах и отдельных районах до сих пор можно встретить деление школ по социально-экономическому составу учеников.

Нередко агрессия может быть напрямую связана с желанием сохранить свой статус в группе. Так, школьник, который хочет утвердиться среди одноклассников, может проявить агрессию к нижестоящим участникам группы или к тем, кто считает себя выше остальных. Исследования показывают, что 48% подростков с высоким социальным статусом чаще проявляют агрессию. Из-за агрессии ребенок может как занять позицию лидера, так и быть исключен сверстниками из группы. 

На частоту травли в России не влияет, является ребенок мигрантом или нет, так же как и наличие или отсутствие высшего образования у родителей не становится причиной буллинга. При этом чаще в травлю как в роли агрессора, так и в роли свидетеля оказываются втянуты дети, у которых есть братья или сестры, неважно, младшие или старшие. Когда ребенок не один в семье, он борется за внимание. Если у него не получается сделать это дома, он пытается добиться желаемого в школе и становится агрессором.

Травля в школах – явление массовое

Несмотря на прежние данные отечественных и международных научных работ, в которых говорится о снижении уровня буллинга в старших классах, новое пилотное исследование показало обратное. Жертвами травли в девятых и десятых классах только за последний месяц стали более половины подростков со всей страны. Интересно, но неудивительно, что чаще всего агрессоры издеваются над детьми из малообеспеченных семей.

Еще один факт: ребенок, подвергающийся травле со стороны сверстников, в другой ситуации может сам выступить агрессором. Это может зависеть, например, от того, с кем он общается и чего хочет добиться. Нередко подросток за счет агрессии пытается самоутвердиться или укрепить свой статус в компании.

Ситуации, когда школьника словесно оскорбляют и унижают (вербальный буллинг) и при которых ребенку демонстративно показывают, что не хотят принимать его в свою группу (социальная агрессия) - самые частые типы буллинга в российских образовательных организациях. Физическая травля и кибербуллинг встречаются гораздо реже, в то время как в Европе последнее широко распространено.

Не важно, в какой роли - агрессора, жертвы или свидетеля, но каждый третий ребенок в России из личного опыта знает, что такое буллинг. Травля в школе всегда влечет за собой только негативные последствия: дети не чувствуют себя в безопасности, испытывают неуверенность в себе, становятся замкнутыми или агрессивными.


Читайте также
Комментарии (2)
2019-07-26T13:45:48.767Z
9 2

Более половины российских старшеклассников подвергаются травле


Виктория Матвеева
Подписаться

Мы уже рассказывали о буллинге в школах: как помочь жертве и свидетелю справиться с травлей, что делать, если учитель стал жертвой издевательств или если виной всему родители. В этой статье мы поделимся с читателями результатами пилотного исследования распространенности травли в российских школах и попробуем разобраться, как обстоят дела с буллингом не только в России, но и в других странах, и есть ли различия. 

Кибербуллинг, языковой барьер и принадлежность к меньшинствам: о травле в европейских школах

Во многих странах Европы приняты законы по борьбе с буллингом. Например, в Англии антидискриминационный закон и устав по предотвращению травли регулируют буллинг в школах, но по факту - более половины школьников боятся возвращаться на занятия после каникул, а проблема кибербуллинга (травли в Сети) стоит особенно остро.

Ребенка могут подвергнуть травле из-за болезни, лишнего веса или незнания языка. Кто, кого и за что травит, лучше всего демонстрируют примеры, рассказанные русскоязычными мамами, чьи дети учатся в государственных английских школах. Сына Веры Паркинсон Уайта группа одноклассников из 10-15 человек травила из-за заболевания lazy eye или «ленивый глаз», при котором один глаз не функционирует. Буллеры заставляли мальчика снимать деньги с его банковского счета и отдавать им. Сына Виктории, ученика лондонской школы Belvedere Junior School ровесники дразнили из-за того, что он не говорил по-английски. 

Кроме этого, по мнению доктора Пола Доунса, доцента образования и психологии Института образования Дублинского городского университета, в европейских странах, в частности в Ирландии, травле наиболее часто подвергаются дети, у которых существует языковой барьер с другими детьми, а также из-за предубеждений одноклассников по поводу принадлежности жертвы к национальному меньшинству или ЛГБТ-сообществу. Нередко травлю провоцирует учитель, когда делит детей по статусу, акцентируя разницу между коренными жителями и мигрантами.

Некоторые социологи утверждают, что школьная травля больше всего распространена среди учеников средних классов. Интересно, что в одном из первых масштабных исследований о буллинге в школах, проведенном в 1983 году Дэном Олвеусом, этот показатель был совершенно другим. Тогда анализ ответов примерно 130 тыс. норвежских и шведских школьников всех возрастов показал, что в девятых классах 17,5% мальчиков подвергаются травле, 6,5% - во вторых. С девочками ситуация похожая: 16% и 3% соответственно. Исследование выявило, что девочки, взрослея, реже становятся агрессорами, а мальчики, наоборот, чаще.

Словесная травля и желание самоутвердиться − буллинг в российских школах

О том, как обстоят дела с травлей в российских школах, говорят результаты пилотного исследования распространености травли в российских школах. В нем приняли участие 890 учеников 9-10 классов из пяти федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Сибирского (средний возраст респондентов 16 лет, 54% из которых - девушки).

По результатам исследования, самыми распространенными типами буллинга в России оказались вербальная и социальная агрессия. Результаты показывают, что почти больше половины (55%) девяти- и десятиклассников подвергались вербальному буллингу (неприличные жесты, оскорбления, унижения) в школе за последний месяц хотя бы один раз. С социальной агрессией - демонстрацией неприятия ребенка группой - в школе столкнулись 44,4% учащихся. Проведенное исследование опровергает результаты других научных работ, о том, что в старших классах травля практически сходит на нет.

Статистическая информация по жертвам буллинга

Кибербуллинг в России не так распространен, как другие формы издевательства над одноклассниками – 70,2% респондентов ни разу не столкнулись с травлей в Сети за прошедший месяц. Это противоречит данным многих современных отечественных исследований, но согласуется с результатами международных работ. С физической агрессией в свой адрес опрошенные сталкивались реже, но цифры все равно ужасают - 40% детей сверстники наносили увечья.

Большая часть респондентов выступает в ситуациях травли и агрессором, и жертвой, и свидетелем, причем как последовательно, так и одновременно. При этом девушки чаще становятся очевидцами социальной, вербальной травли и агрессии в Сети, в то время как парни обычно оказываются жертвами или агрессорами физического буллинга.

Причины буллинга в российских школах и школах Европы отличаются. Чаще всего травле подвергаются школьники из семей с самым низким уровнем доходов, где работает одна мать (при этом речь не идет о семьях, где нет отца). Эти семьи проживают в мегаполисах, где, вероятно, более заметна разница в материальном достатке. В России в некоторых городах и отдельных районах до сих пор можно встретить деление школ по социально-экономическому составу учеников.

Нередко агрессия может быть напрямую связана с желанием сохранить свой статус в группе. Так, школьник, который хочет утвердиться среди одноклассников, может проявить агрессию к нижестоящим участникам группы или к тем, кто считает себя выше остальных. Исследования показывают, что 48% подростков с высоким социальным статусом чаще проявляют агрессию. Из-за агрессии ребенок может как занять позицию лидера, так и быть исключен сверстниками из группы. 

На частоту травли в России не влияет, является ребенок мигрантом или нет, так же как и наличие или отсутствие высшего образования у родителей не становится причиной буллинга. При этом чаще в травлю как в роли агрессора, так и в роли свидетеля оказываются втянуты дети, у которых есть братья или сестры, неважно, младшие или старшие. Когда ребенок не один в семье, он борется за внимание. Если у него не получается сделать это дома, он пытается добиться желаемого в школе и становится агрессором.

Травля в школах – явление массовое

Несмотря на прежние данные отечественных и международных научных работ, в которых говорится о снижении уровня буллинга в старших классах, новое пилотное исследование показало обратное. Жертвами травли в девятых и десятых классах только за последний месяц стали более половины подростков со всей страны. Интересно, но неудивительно, что чаще всего агрессоры издеваются над детьми из малообеспеченных семей.

Еще один факт: ребенок, подвергающийся травле со стороны сверстников, в другой ситуации может сам выступить агрессором. Это может зависеть, например, от того, с кем он общается и чего хочет добиться. Нередко подросток за счет агрессии пытается самоутвердиться или укрепить свой статус в компании.

Ситуации, когда школьника словесно оскорбляют и унижают (вербальный буллинг) и при которых ребенку демонстративно показывают, что не хотят принимать его в свою группу (социальная агрессия) - самые частые типы буллинга в российских образовательных организациях. Физическая травля и кибербуллинг встречаются гораздо реже, в то время как в Европе последнее широко распространено.

Не важно, в какой роли - агрессора, жертвы или свидетеля, но каждый третий ребенок в России из личного опыта знает, что такое буллинг. Травля в школе всегда влечет за собой только негативные последствия: дети не чувствуют себя в безопасности, испытывают неуверенность в себе, становятся замкнутыми или агрессивными.

Читайте также
Комментарии (2)